10 июня в нашей школе прошел заключительный в этом учебном году психолого-педагогический семинар по теме «Роль и место воспитательной работы в обеспечении нового качества образования». Данная тема актуальна, потому что именно школе отводится ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества. Ведь школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане.
Методологической основой ФГОС второго поколения стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
На основе Концепции в каждой школе разрабатывается Программа воспитания и социализации обучающихся начального, основного и среднего общего образования. В содержании Программы обязательны следующие направления:
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
- социализация и профессиональная ориентация обучающихся
- формирование экологической культуры.
В ходе семинара была организована работа в группах. Педагоги определили, какие мероприятия проводятся в нашей школе по каждому направлению и какие еще необходимо включить в Программу воспитания и социализации обучающихся.
Для выполнения программы необходимы следующие условия:
- создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого-воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения;
- система работы школы с семьей;
- взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности;
- направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
- педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются следующие критерии оценки уровней их сформированности.
Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:
- понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;
- ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;
- понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
- способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;
- понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:
- проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
- оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
- определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;
- освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;
- оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.
Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:
- действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;
- конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий;
- потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
- собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
- достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль.
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность образовательного учреждения. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов школы по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе, в том числе и нашей, второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!
Спасибо учителям начальных классов К.Л. Родионовой, Т.Н. Мясниковой, Е.В. Цимботе и С.Ю. Рутковской за помощь в организации и проведении семинара.
Педагог-организатор Сергеева Ю.А.
Оставить сообщение: